Методические рекомендации для учителей

Исправление ошибок

Как только в тетрадях появились первые исправления, должна появиться и работа над ошибками. При проверке тетрадей, я как обычно выношу ошибку на поля и рядом ставлю цифру, соответствующую номеру ошибки. У каждого ученика есть памятка по работе над ошибками, которая поможет грамотно выполнить работу и избежать ошибок в будущем.

1. ПРОПУСК, ЗАМЕНА БУКВ.
Напиши слово правильно, подчеркни букву, поставь ударение, запиши это слово ещё раз, разделяя его на слоги.
Делай так: кошка, ко-шка.
2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Выпиши предложение, поставь нужный знак, подчеркни его. Запиши ещё одно предложение с таким знаком.
Делай так: Шёл дождь. Я учу уроки. Или: Кто разбил чашку? Ты получил отметку?
Запомни! Предложение — это слово или группа слов, которая выражает законченную мысль.
Если в предложении о чём-либо спокойно сообщается, то в конце его ставится точка (.).
Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце его ставится восклицательный знак (!).
Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак (?).
3. ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Напиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение, подчеркни заглавную букву.
Делай так: Мальчики играют во дворе. Им весело.
Запомни! Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.
4. БОЛЬШАЯ БУКВА В СЛОВАХ.
Напиши слово правильно, запиши ещё три слова на это правило, подчеркни большую букву.
Делай так: Марина, Волга, Минск, Анна.
Запомни! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы (Борис Петрович Клюквин).
Клички животных пишутся с большой буквы (собака Дружок, корова Зорька).
Названия стран, городов, деревень, улиц, рек, озёр, морей, океанов пишутся с большой буквы (река Неман, город Брест, Чёрное море).
5. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА.
Напиши слово правильно, запиши проверочное слово, запиши ещё три слова на это правило.
Делай так: моря — море, земля, окно, стена.
Запомни! Написание безударной гласной в корне слова надо проверять. Для этого следует изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами: сторона — стороны, сторонка.
Есть слова с буквой е в корне, для которых подбирается такое проверочное слово, в корне которого пишется буква ё: пчелиный — пчёлы, кленовый — клён.
6. СЛОВАРНЫЕ СЛОВА.
Напиши слово по слогам, поставь ударение, запиши ещё два однокоренных слова.
Делай так: я-зык, языковой, языкастый.
Запомни! Написание таких слов надо запомнить или посмотреть в словаре.
7. ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВ.
Напиши слово правильно, запиши проверочное слово, запиши ещё три слова на это правило.
Делай так: завод — заводы, нож, мороз, лес.
Запомни! Написание парных звонких и глухих согласных в корне слов надо проверять. Для этого нужно изменить слово или подобрать од-нокоренное так, чтобы после согласного звука стоял гласный.
Для проверки написания глухих согласных в корне можно подобрать такое однокоренное слово, чтобы после согласного стоял непарный звон¬кий согласный звук: лес — лесной, мороз — морозный.
8. ПРЕДЛОГИ.
Напиши предлог со словом, к которому он относится, придумай и запиши ещё три слова с предлогами.
Делай так: у берега, у реки, на столе, в школе.
Запомни! Предлоги к, по, в, на, за, с, под, про, для, у и другие пишутся отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить слово (у самого берега, на обеденном столе).
Предлоги никогда не стоят перед глаголами.
С существительными, которые начинаются на гласные а, о, у, и, э, употребляется предлог об: об арбузе, об осени.
9. СОЮЗЫ.
Напиши слова, соединённые союзом, запиши ещё одну пару слов, соединённых союзом, или составь предложение с такими словами.
Делай так: ручка и карандаш, шапка и шарф.
Запомни! Союзы а, и, но, да пишутся отдельно от слова.
10. СОЧЕТАНИЯ ЖИ, ШИ; ЖЕ, ШЕ; ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ.
Напиши слово правильно, разделяя его на слоги, запиши ещё три слова с этим сочетанием.
Делай так: щу-ка, ищу, чищу, тащу. Или: пру-жи-на, жизнь, жирафа.
Запомни! Звуки [ж], [ш] всегда твёрдые, но сочетания жи, ши пиши с буквой и, сочетания же, ше пиши с буквой е. Звуки [ч'], [щ'] всегда
мягкие, но сочетания ча, ща пиши с буквой а, сочетания чу, щу пиши с буквой у.
11. МЯГКИЙ ЗНАК, ОБОЗНАЧАЮЩИЙ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ.
Напиши слово правильно, запиши ещё три слова, подчеркни мягкий знак и согласную, мягкость которой он обозначает.
Делай так: мальчик, лось, огоньки, день.
Запомни! Мягкий знак пишется после согласной буквы и вместе с ней обозначает мягкий согласный звук. На конце слова мягкость согласных звуков обозначается мягким знаком.
12. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК.
Напиши слово правильно, запиши ещё три слова с разделительным мягким знаком, подчеркни три буквы — согласную, разделительный мягкий знак, гласную.
Делай так: платье, вьюга, счастье, раздолье.
Запомни! Разделительный мягкий знак пишется в середине слова после согласных перед буквами и, е, ё, ю, я. Он показывает, что согласный звук не сливается с гласным.
13. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК.
Напиши слово правильно, запиши ещё три слова с твёрдым знаком, выдели приставку. Подчеркни букву после твёрдого знака.
Делай так: подъём, объявление, въезд, предъюбилейный.
Запомни! Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед буквами е, ё, ю, я. Он показывает, что согласный звук не сливается с гласным.
14. ДВОЙНАЯ СОГЛАСНАЯ.
Напиши слово правильно, запиши еще три слова с двойными согласными. Подчеркни двойные согласные. Делай так: Анна, ванна, Алла, масса.
15. ПЕРЕНОС СЛОВ.
Напиши слово правильно, разделяя его для переноса, запиши ещё три слова, разделяя их для переноса.
Делай так: ки-но, озе-ро, стра-на, пи-рог.
Запомни! Слова переносятся по слогам. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.
Слова из одного слога не переносятся: мост, класс.
Слог из одной буквы не переносится: осень, Юлия.
Буквы ь, ъ, и при переносе не отделяются от буквы, после которой они стоят: малъ-чик, объ-ём, строй-ка.
При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят: груп-па, Ал-ла.
Многие слова можно переносить различными способами: се-стра, сес-тра, сест-ра, шу-мный, шум-ный.
16. СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН, НЩ, РЩ, ЧТ, ЩН.
Напиши слово правильно, запиши ещё три слова с данным сочетанием.
Делай так: ручка, ночка, речка, печка.
Запомни! [ч'], [щ'] всегда мягкие, но сочетания чк, чн, нщ,рщ, чтп, щн пишутся без мягкого знака.
17. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
Напиши слово правильно, запиши ещё две пары слов на это правило.
Делай так: честный — честь, звёздный — звезда, солнце — солнышко.
Запомни! В некоторых словах согласные т, д, л, в пишутся, но не произносятся. Для проверки надо подобрать такое однокоренное слово, в котором данные согласные произносятся отчётливо: звёздный — звезда.
Написание слов здравствуй, чувство, лестница, праздник нужно запомнить.
18. МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Напиши слово правильно, запиши ещё три слова на это правило. Делай так: мышь — ж. р.; ночь, дочь, печь.
Запомни! В именах существительных женского рода в именительном падеже единственного числа в конце слова после шипящих пишется мягкий знак. В именах существительных мужского рода мягкий знак не пишется. Например: врач, грач, нож, шалаш.
19. БЕЗУДАРНОЕ ПАДЕЖНОЕ ОКОНЧАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИ-ТЕЛЬНЫХ.
Напиши слово с правильным окончанием, обозначь падеж, склонение, запиши ещё два или три слова с таким окончанием.
Делай так: на ветке — П. п., 1-е скл.; на озере, на стене.
Запомни! Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, нужно поставить слово в начальную форму, определить склонение, проверить окончание по существительному того же склонения и падежа, но с ударным окончанием. Для проверки используются слова: 1-е скл. — стена, 2-е скл. — окно, 3-е скл. —рожь.
20. ОКОНЧАНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
Напиши слово с правильным окончанием, поставь вопрос, запиши ещё два или три слова с таким окончанием.
Делай так: по глубокому (снегу) — какому?; жадному, сладкому.
Запомни! Чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, нужно поставить к нему падежный вопрос или заменить его именем прилагательным такого же рода и числа с ударным окончанием.
Имена прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах в безударном положении имеют окончания -ый, -ий: ка¬кой? белый, великий.
Для проверки написания окончаний имён прилагательных можно использовать слово простой.
21. БЕЗУДАРНОЕ ЛИЧНОЕ ОКОНЧАНИЕ ГЛАГОЛА.
Напиши слово правильно, определи, почему надо написать данное окончание, запиши ещё два или три слова с этим окончанием.
Делай так: путаешь — путать (I спр.); бегаешь, прыгаешь.
Запомни! Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно определить его спряжение. Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределённой форме.
К I спряжению относится большинство глаголов на -ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть.
Ко II спряжению относятся все глаголы на -ить и глаголы-исключе¬ния: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, слышать, дышать, держать, гнать.
22. НЕ С ГЛАГОЛАМИ.
Напиши правильно глагол и частицу не, запиши ещё два или три глагола с частицей не.
Делай так: не бегал, не смотрел, не нашёл. Запомни! Не с глаголами пишется отдельно.
23. МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ ГЛАГОЛОВ.
Напиши слово правильно, запиши ещё два или три слова на это правило.
Делай так: играешь, думаешь, пишешь.
Запомни! На конце глаголов настоящего и будущего времени единственного числа 2-го лица пишется мягкий знак.
24. НАПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ НА -ТСЯ И -ТЬСЯ.
Напиши слово правильно, поставь вопрос, запиши ещё два или три слова на это правило.
Делай так: одеться — что сделать?; умыться, причесаться.
Запомни! Чтобы правильно писать глаголы на -тся и -ться, нужно поставить вопрос (что делать? что делает?). Если в вопросе есть мягкий знак, то и у глагола перед -ся пишется мягкий знак. Например: что делать? — умываться; что делает? — умывается.
25. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК.
Напиши слово правильно, выдели приставку, запиши ещё три слова с этой приставкой.
Делай так: пошёл, побежал, посмотрел, полить.
Запомни! Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка со словом
пишется слитно. Написание приставок надо запомнить: за-, на-, над-, с-, у-, во-, по-, под-, об-, от-, про-.
26. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ.
Напиши слово правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с таким суффиксом.
Делай так: домовой, садовый, часовой, береговой.
Запомни! Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Написание суффиксов надо запомнить: -ик-, -ок-, -ов-, -ек-, -чик-, -ист-, -ник- и др.
27. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Напиши предложение правильно, подчеркни знаки препинания. Составь и запиши одно предложение с однородными членами.
Делай так: Журавли,гуси и утки осенью улетают. Карандаши, ручка и ластик лежат в пенале.
Запомни! Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Однородные члены предложения отделяются друг от друга запятой: Мы любили читать сказки, рассказы, стихи.
Запятая не ставится, если два однородных члена связаны союзом и: В огороде растут морковь и капуста.
Если однородные члены предложения связаны союзами а, но, то перед ними ставится запятая: Зимой солнце ярко светит, но мало греет.
28. ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ.
Напиши правильно предлог и местоимение, подчеркни букву н, запиши ещё два или три местоимения с предлогами.
Делай так: у него, к ней, у них.
Запомни! После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква н. Местоимения с предлогами пишутся раздельно: у вас, ко мне.

  • keyboard_arrow_downИсправление ошибок
    • Автор:
    • Рубрика: Русский язык
    • Обновлено: 14.01.2009
    • Комментариев: 3
    • Просмотров: 541
  • Оцените статью - я старалась
    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд 2 оценок, среднее: 5,00 из 5
    Загрузка...
  • Поделитесь с друзьями
Учебные материалы

Комментариев: 3

  • Avatar for Наталья
    татьяна:

    огромное спасибо. ваши рекомендации и задания очень помогли мне в подготовке моего второклассника.

  • Avatar for Наталья
    Юля:

    Спасибо большое.
    Я работаю в школе меньше года - ваши публикации мне очень помогают.

    • Avatar for Наталья
      Foxy:

      Я работаю в школе 5 лет и очень хорошо понимаю, как трудно делать первые шаги в нашей работе. Очень рада что помогла Вам.

Добавить комментарий

arrow_upward
Яндекс.Метрика