Методические рекомендации для учителей

Урок литературного чтения в 4-м классе

Урок литературного чтения в 4-м классе
Тема:
Притча «Самое прекрасное сердце»
Цель:

Создать условия для обсуждения и осмысления образов притчи.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки осознанного чтения.
Содействовать формированию умения анализировать текст, читать «между строк».
2. Развивать творческое, образное мышление; обогащать словарный запас учеников.
3. Воспитывать эмпатию. Создавать условия и ситуации, позволяющие отказаться от стереотипов в межличностных отношениях. Воспитывать культуру ведения дискуссии.
Концепция урока.
Структура урока выстроена в соответствии с базовой моделью технологии развития критического мышления. Используются приёмы и методы технологии РКМ (чтение с остановками, прогноз по таблице «Что? Кто? Когда? Где? Как?»). В то же время построение урока не противоречит модели Дэвида Колба: опираясь на свой личный конкретный опыт (игра «Бумажное сердце»), ученики отслеживают свои эмоциональные реакции (рефлексивное наблюдение), читают притчу и получают пищу для новых размышлений (абстрактная концептуализация), пытаются предугадывать-моделировать развитие сюжетной линии (активное экспериментирование). Затем снова приобретают конкретный опыт позитивного эмоционального взаимодействия (игра «Подари частичку сердца») и снова погружаются в рефлексию (4 угла). Домашнее задание включает все составляющие модели Колба, и каждый ребёнок может выбрать вариант, соответствующий личному стилю обучения.

Игра «Бумажное сердечко»
Перед вами лежит бумажное сердце.
Представьте себе ситуацию: человек, который вам очень дорог, чем-то вас обидел, разочаровал, совершил какой-то возмутительный поступок. Попробуйте мысленно сказать ему, что вы о нём думаете, что вы чувствуете. На каждую фразу согните бумажное сердечко.
А теперь представьте, что прошло время, ваши отношения вновь наладились, вы этого человека полностью простили. Мысленно скажите этому человеку какие-нибудь приятные, тёплые слова. Например, вы можете сказать ему, как он вам дорог, как вы его уважаете и цените, как важно для вас сохранить с ним хорошие отношения. На каждую фразу разглаживайте бумажное сердечко.
Посмотрите, как выглядит бумажное сердечко теперь. Какой вывод мы можем сделать?
Все негативные слова и поступки оставляют шрамы на сердце. Каждый шаг оставляет след.
Именно эти слова я выбрала в качестве эпиграфа урока. Кто-нибудь желает прокомментировать это высказывание?
Предположения по названию (таблица «Что? Кто? Когда? Где? Как?»)
Сегодня мы читаем притчу «Самое прекрасное сердце». Попытайтесь сделать прогноз по названию.

Чтение с остановками
Самое Прекрасное Сердце
В один солнечный день красивый парень стоял на площади посреди города и с гордостью хвастался самым прекрасным сердцем в округе. Он был окружён толпой людей, которые искренне восхищались безупречностью его сердца. Оно было действительно идеально - ни вмятинки, ни царапинки. И каждый в толпе соглашался, что это самое прекрасное сердце, которое они когда-либо видели. Парень был очень этим горд и просто сиял от счастья.

Остановка 1:
Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Сейчас появится новый персонаж - в каком-то смысле противоположность нашего героя. Как вы себе его представляете?

Неожиданно, из толпы вперед вышел старик и сказал, обращаясь к парню:
- Твоё сердце по красоте и близко не стояло рядом с моим.
Тогда вся толпа взглянула на сердце старика. Оно было помято, все в шрамах, в некоторых местах куски сердца были вынуты и на их местах были вставлены другие, которые совсем не подходили, некоторые края сердца были рваными. К тому же в некоторых местах в сердце старика явно не хватало кусочков. Толпа уставилась на старика - как он мог сказать, что его сердце красивее?

Остановка 2:
Почему, на ваш взгляд, старик утверждал, что его сердце прекраснее, чем сердце юноши? Почему сердце старика так выглядело?

Парень взглянул на сердце старика и засмеялся:
- Ты, возможно, шутишь, старик! Сравни своё сердце с моим! Моё идеально! А твоё! Твоё - мешанина шрамов и слёз!
- Да, - ответил старик, - твоё сердце выглядит идеально, но я бы никогда не согласился обменяться нашими сердцами. Смотри! Каждый шрам на моём сердце - это человек, которому я отдал свою любовь - я вырывал кусок моего сердца и отдавал этому человеку. И он часто взамен отдавал мне свою любовь - свой кусок сердца, которое заполняло пустые пространства в моём. Но поскольку кусочки разных сердец точно не подходят друг к другу, у меня в сердце есть рваные края, которые я берегу, потому что они напоминают мне о любви, которой мы делились. Иногда я отдавал куски моего сердца, но другие люди не возвращали мне свои - поэтому вы можете видеть пустые дыры в сердце - когда ты отдаёшь свою любовь, не всегда есть гарантии на взаимность. И хоть эти дыры приносят боль, они мне напоминают о любви, которой я делился, и я надеюсь, что в один прекрасный день эти кусочки сердца ко мне вернутся. Теперь ты видишь, что означает истинная красота?

Остановка 3:
Стало ли понятно, почему у старика такое сердце? Как вы считаете, как мог отреагировать молодой парень на рассказ старика? Что он чувствовал? О чём думал? Представьте себя на его месте? что вам хотелось бы сделать?

Толпа замерла. Молодой человек молча стоял ошеломлённый. Из его глаз стекали слёзы. Он подошёл к старику, достал своё сердце и оторвал от него кусок. Дрожащими руками он протянул часть своего сердца старику. Старик взял его подарок и вставил в свое сердце. Потом он в ответ оторвал кусок от своего избитого сердца и вставил его в дыру, образовавшуюся в сердце молодого человека. Кусок подошёл, но не идеально, и некоторые края выступали, а некоторые были рваными. Молодой человек посмотрел на своё сердце, уже не идеальное, но более красивое, чем оно было раньше, пока любовь старика не коснулась его.
И они, обнявшись, пошли по дороге.

Целостное восприятие притчи (повторное чтение всего текста)
Послушайте притчу ещё раз и подумайте, что вас потрясло. Был ли какой-то момент, который вызвал сильную эмоциональную реакцию, возможно, даже шокировал вас?

Возвращение к прогнозу
Заполните таблицу в столбце «После чтения».
Что совпало с предварительным прогнозом?

Анализ текста
Вернёмся к вопросу «Кто?». Как вы думаете, почему в притче именно такие герои: старик и молодой человек? Не два парня, не два старика, не парень и девушка, а именно юноша и старик?
Прозвучала мысль, что этот солнечный день стал переломным в жизни юноши.
Давайте попробуем охарактеризовать парня до встречи со стариком и после. Красным цветом обведите те слова, которые описывают, каким был юноша, а зелёным те слова, которые показывают, каким он стал. Вы можете использовать не все слова. (Приложение 2)
Мог ли старик просто пройти мимо? Почему он так не поступил?
Как вы думаете, для кого эта встреча была более важной: для юноши или старика? Имела ли она значение для старика? Юноша принял в дар опыт, знание, он поменял своё мироощущение, он стал другим. А старик? Получил ли он что-нибудь для себя?

Старик в этой притче отдавал другим людям кусочки своего сердца. Как вы считаете, задумывался ли он о том, что в какой-то момент сердца может на всех не хватить? Можно ли дозировать чувства, отмерять определённое количество любви?
Сейчас мы тоже попробуем делиться кусочками сердца. Вы можете обмениваться половинками сердец и при этом говорить друг другу приятные слова.

Игра «Подари частичку сердца»
Каждый участник игры получает половинку бумажного сердца. Все свободно перемещаются по классу, обмениваясь частичками сердца и тёплыми словами.

«4 угла»
Попробуем подвести итог и определить, о чём всё-таки эта притча и чему она нас научила. В 4-х углах класса вы видите высказывания. Прочитайте их внимательно и сделайте свой выбор: какое из высказываний, на ваш взгляд, наиболее точно и полно выражает суть притчи, её главную мысль.
Красота сердца дороже красоты лица. (Японская мудрость)
Одни слепы глазами, другие – сердцем. (Индийская мудрость)
Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг;
тот, кто говорит о твоих достоинствах – не всегда твой друг. (Китайская пословица)
Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. (Достоевский Федор Михайлович)
Осуществив выбор, дети занимают место в одном из углов. Учитель подходит к каждой группе с просьбой прокомментировать высказывание и обосновать свой выбор.

Домашнее задание
Предлагаю несколько заданий на твой выбор.
1. Объясни значение данных фразеологизмов.
• Большое сердце
• Сердце изо льда
• Сердце кровью обливается
• Сердце не лежит к чему-либо
• Сердце оборвалось
• Сердце ушло в пятки
• Вырвать из сердца
• Веление сердца
• От чистого сердца
2. Как ты понимаешь высказывания великих людей? Попробуй развить мысль на конкретном примере (устно).
• Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца, а те, что рождаются на языке, не идут дальше ушей. (Ибрахим Хушри)
• Рассудок никогда не плачет, это не его дело, а сердце никогда не рассуждает - оно нам не для этого дано. (Жорж Санд)
3. Напиши синквейн или хайку по содержанию притчи.
4. Напиши об одном дне жизни старика до встречи с юношей (либо об одном дне юноши после встречи со стариком).

  • keyboard_arrow_downУрок литературного чтения в 4-м классе
    • Автор:
    • Рубрика: Разное
    • Обновлено: 16.09.2009
    • Комментариев: 0
    • Просмотров: 372
      • searchПоисковые боты
        Дата Бот
        2018-12-15 13:23:24 Yandex
        2018-12-11 22:18:49 Yandex
        2018-12-10 03:51:28 Yandex
        2018-12-08 17:49:45 Yandex
        2018-12-08 17:47:53 Google
        2018-12-08 07:43:08 Yandex
        2018-12-06 21:57:05 Yandex
        2018-12-05 18:47:05 Yandex
        2018-12-04 07:35:50 Yandex
        2018-12-02 21:58:41 Yandex
  • Оцените статью - я старалась
    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд 1 оценок, среднее: 5,00 из 5
    Загрузка...
  • Поделитесь с друзьями
Учебные материалы

Комментариев: 0

Добавить комментарий

arrow_upward
Яндекс.Метрика