Методические рекомендации для учителей

Готовность к школе

С целью определения готовности ребенка к школе используют такие понятия, как "школьная зрелость" и "школьная незрелость", которые характеризуют умственные и физические возможности ребенка перед поступлением в школу.
Для оценки школьной зрелости может быть использован простейший, так называемый "филиппинский тест", который основан на том, что школьная зрелость наступает, как правило, одновременно с "полуростовым скачком" — увеличением интенсивности роста длины конечностей (в первую очередь рук). "Филиппинский тест" — способность ребенка достать через голову правой рукой левое ухо.
Школьная зрелость означает готовность ребенка к овладению умениями, знаниями, она предполагает сформированную мотивацию и другие необходимые для освоения школьной программы личностные качества. В некоторых случаях школьная зрелость отождествляется с умственными способностями ребенка, со степенью развития психических процессов.

К началу систематического обучения в школе ребенок должен иметь:
- достаточный запас слов, чтобы строить распространенные предложения;
- достаточный уровень развития произвольного внимания, (т. е. способность сосредоточиться на одном предмете, на одном задании);
- необходимое для обучения письму развитие мелких движений пальцев рук;
- соответствующий возрасту уровень физического развития, показатели которого служат критериями биологической зрелости детей.
Неготовыми к систематическому обучению оказываются дети, имеющие:
• недостаточный уровень развития речи;
• выраженные дефекты звукопроизношения;
• недостаточный уровень развития моторики;
• несформированность основных психических процессов;
• отклонения в состоянии здоровья.
От развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения. Наиболее успешно учатся в школе те дети, которые приучены к полным развернутым ответам. К 6 — 7 годам ребенок в основном овладевает артикуляцией, правильно произносит звуки. Однако у многих детей седьмого года жизни еще отмечается неустойчивость произношения, у некоторых — косноязычие. У детей с ослабленным здоровьем и отстающих в физическом развитии дефекты речи сохраняются дольше.
Чем выше уровень моторной зрелости детей, тем быстрее происходит запоминание последовательности как простых, так и более сложных движений. Двигательная память играет существенную роль при освоении таких специфических форм интеллектуальной зрелости, как рисование, написание букв, цифр и т. д. Работа мышц вызывает повышение тонуса коры головного мозга, обеспечивая благоприятные условия для выработки новых временных связей и функционирования имеющихся. Следовательно, у ребенка потеря в движениях неизбежно отражается на его знаниях и умениях.
У неготовых к систематическому обучению в школе детей отмечают недостаточную самостоятельность, робость, заторможенность, отсутствие четкого понимания требований, пониженную работоспособность и повышенную утомляемость, моторную задержку и речевые нарушения.
Для проведения социальных, педагогических и даже лечебных мероприятий с ребенком гораздо важнее ориентироваться именно на его биологический возраст, т. е. уровень морфофункционального развития, который в сопоставлении с показателями физического развития позволяет получить объективную оценку состояния здоровья и функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем растущего организма.
Широкий разброс индивидуальных вариантов темпов развития приводит к тому, что паспортный возраст и биологический могут довольно существенно расходиться. Например, среди детей 6 — 7 лет имеется определенное число таких, биологический возраст которых несколько отстает от календарного. Эти дети предпочитают игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, не умеют строить отношения с ровесниками (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У них возникают трудности и в усвоении образовательных программ, а период адаптации к новым условиям школьной жизни затягивается до конца первого полугодия.
До 14 % детей с отставанием биологического развития отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу, ведут себя вызывающе, мешают проводить уроки, задираются, пытаясь обратить на себя внимание. У некоторых детей появляются навязчивые движения: сосание пальцев, карандашей, обкусывание ногтей, подергивание плечом, рукой и т. п. Корни настоящей проблемы либо уходят в стиль семейного воспитания, либо связаны с нездоровьем ребенка. Такие дети не только длительно адаптируются к новым условиям школы, но и испытывают значительные трудности в обучении. В периоды особенного напряжения организма у них появляются невротические реакции: страх перед выполнением учебных заданий, страх перед учителем и одноклассниками, негативизм, уход в себя, отсутствие интереса к играм, жалобы на головную боль, боль в животе. Поэтому учителю необходимо обращать внимание на то, у всех ли детей биологический возраст соответствует паспортному.
Информативным показателем уровня биологического развития детей в возрасте от 5 до 12 лет является количество постоянных зубов. В том или ином календарном возрасте устанавливают следующие варианты биологического развития:
• соответствующее паспортному возрасту;
• ускоренное;
• замедленное.
Младшие школьники обладают рядом особенностей, которые следует учитывать при организации педагогического процесса. Пренебрежение к требованиям, вытекающим из объективных закономерностей анатомо-физиологического развития, приводит к тому, что дети с недостаточным уровнем биологической, моторной, а в итоге школьной зрелости не стремятся к дальнейшему совершенствованию, а с опережающим развитием — утрачивают интерес к нему.

  • keyboard_arrow_downГотовность к школе
    • Автор:
    • Рубрика: Психология
    • Обновлено: 13.03.2009
    • Комментариев: 2
    • Просмотров: 293
      • searchПоисковые боты
        Дата Бот
        2018-11-17 17:41:56 Google
        2018-11-16 09:25:35 Yandex
        2018-11-13 19:12:50 Yandex
        2018-11-10 11:45:14 Yandex
        2018-11-09 00:12:25 Yandex
        2018-11-06 10:00:28 Yandex
        2018-11-04 23:01:51 Yandex
        2018-11-02 16:17:41 Yandex
        2018-10-31 02:34:11 Yandex
        2018-10-29 01:51:13 Yandex
  • Оцените статью - я старалась
    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд 2 оценок, среднее: 5,00 из 5
    Загрузка...
  • Поделитесь с друзьями
Учебные материалы

Комментариев: 2

Добавить комментарий

arrow_upward
Яндекс.Метрика