Методические рекомендации для учителей

Девочки и мальчики

Любой школьный учитель знает, что мальчики и девочки разные и эти различия необходимо учитывать при организации образовательного процесса.

Особенности деятельности

В смешанном классе учитель, скорее всего, обратит внимание на то, как работают девочки: они, как более ориентированные на общение, чаще смотрят в глаза учителю, что служит для него знаком установления контакта и готовности их к работе. Мальчики же, как правило, значительно меньше смотрят на учителя.

Девочки быстрее мальчиков входят в работу. И пики работоспособности у них разные. Мальчикам нужен высокий темп. Как только начинается повторение, закрепление, они выпадают из процесса, внимание ослабевает.

Девочки ждут, когда ответит лидер. Учитель спросит — тишина до тех пор (даже если ответ знают), пока кто-то один не скажет, и тогда уж все хором начинают отвечать. Они как бы работают «на подхвате». Девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают на пошаговых технологиях.

Одна из самых распространённых педагогических ошибок — установка на послушность ребёнка, на то, чтобы он был малозаметен, молчалив, не мешал.

А кто такие послушные, незаметные дети? Это дети, неуверенные в себе, дети с какими-то комплексами. Нормально развивающиеся мальчики, как правило, совсем другие. Они гораздо более шумные, подвижные, активные, чем какой-либо «идеальный ученик». И, находясь в ситуации педагогического давления, когда нужно просидеть 40 минут в однообразной позе, не вертеться, не разговаривать, они испытывают стресс. Мальчишки, у которых потребность в разрядке выше, чем у девочек, на уроках вертятся. На них прикрикивают, они нервничают и от этого ещё хуже усваивают материал.

В связи с этим мальчикам следует давать возможность двигательной разрядки, им жизненно необходимо сбросить напряжение, побегать, попрыгать, побороться с товарищами. А от них требуют, чтобы вели себя послушно, так же, как девочки, пишут замечания в дневнике, делают выговоры родителям. При таком подходе к требованиям дисциплины для мальчиков можно лишь вызвать у них негативное эмоциональное отношение к школе.

Для мальчиков эффективны ситуации соревнования. Для девочек соревнование надо применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить. Для девочек важна оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит, и оценка переносится на личности.

Мальчики и девочки устают по-разному. У мальчиков при этом замедляются речевое мышление, логические операции, а у девочек — страдают образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие.

Особенности общения

По наблюдениям учителей, мальчики и девочки и ссорятся по-разному. Мальчики поссорились- подрались, смотришь — на другой переменке опять вместе. Если же поссорятся девочки, в ситуацию оказывается вовлечён весь класс. Они переживают, обсуждают подробности, могут весь урок просидеть надутые, а то и несколько дней и даже месяцев обижаться друг на друга. Но зато и примирение они обставляют как праздник для всего класса. Девочки дружат «стайками», состав стаек может меняться, у мальчиков более устойчивые отношения.

Особенности усвоения учебной информации

Н. Н. Щерба рекомендует процесс обучения строить на основе следующих особенностей учебной деятельности:

мальчики

· эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы);

· хорошо усваивают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, всё воспринимают аналитически;

· мало реагируют на интонацию речи и модуляцию голоса, т.е. на эмоциональную его окраску;

· адекватно реагирует на положительные и отрицательные оценки их деятельности (похвала побуждает сделать что-то ещё, т.е. цикл становится непрерывным);

· высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени;

· высокая отзывчивость на первый информативный призыв, при повторении активность ответов резко снижается;

· быстро и легко решают новые задачи, хуже — стереотипные;

девочки

· внимание и осмысление усиливаются при эмоциональной окрашенности информации (независимо от того, положительная она или нет);

· быстро «схватывают» новую информацию, но плохо соотносят её с имевшейся ранее;

· похвала не побуждает к дальнейшей деятельности: если девочек похвалить за выполненную работу, на этом всё и закончится, они как бы «зависают», успокаиваются — цикл закончен.

· для них принципиальна не оценка по
существу, а эмоциональное оформление. Они не огорчаются, если им ласково сказать: «Что-то ты в этот раз плохо написала». И, напротив, будут недовольны холодной констатацией: «Тебе четыре»;

· быстро решают стереотипные задачи, хуже — новые. Процессы интеграции протекают у них медленнее в два раза по сравнению с мальчиками;

· активно отвечают на повторный информационный призыв;

· в 6-7 лет объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков.

По данным исследований Е. Ф. Орловой, следует учитывать в учебном процессе и такую особенность: мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, они лучше работают тогда, когда характер вопросов открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе весь урок, хорошо запомнят и усвоят материал. То есть им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации.

Мальчики лучше работают от противного: сначала — результат, потом — как мы к этому пришли, т.е. от общего — к частному.

Девочки лучше усваивают информацию, когда им известен алгоритм, когда информация уложена в схему. Обычно для них не составляет труда запомнить правило или порядок операций и затем применять их во всех типовых ситуациях.

Мальчики требуют более образной формы изложения, наглядности, им нужно прожить материал в действии, а не умозрительно. Девочкам же обычно проще понять и воспроизвести схему, алгоритм. Мальчики, всё понимая, подчас не могут объяснить того, что поняли, кому-то другому.

Примером того, что мальчики и девочки слушают по-разному, может служить восприятие общеизвестной сказки про Красную Шапочку. Когда бабушка говорит: «Дёрни за верёвочку — дверь и откроется», мальчики остро реагируют только в первый раз, зная, что за дверью прячется Волк. Когда же эта фраза звучит во второй раз (Волк повторяет её Красной Шапочке), девочки переживают ещё сильнее, чем в первый раз. А у мальчиков реакция, наоборот, ослабевает, поскольку информация ими уже получена, в ней нет ничего принципиально нового.

Какой из этого следует вывод применительно к школе? Мальчикам не подходит традиционный приём повторения и закрепления материала. Его мозг не воспринимает повторов, автоматически выключается. Недаром именно мальчишек обычно дёргают на уроке: «Иванов, я тебя спрашиваю! Ты что, не слышишь?» А он и вправду не слышит — отключился. Девочки, напротив, всё прекрасно слышат и во второй, и в пятый раз. Они послушно повторяют, хорошо ориентируются в настроениях взрослых. Мальчик же замыкается в себе, начинает комплексовать. Поэтому, говорят учёные, учителям следует действовать по принципу: девочке повтори, мальчика ободри.

Но и подбадривать надо грамотно! Поскольку мальчик во всём ищет, прежде всего, смысл, то похвала, полученная им за работу, которая ему неинтересна или кажется бессмысленной, на него не подействует.

Девочке одобрение взрослых важно само по себе. Она по природе более общительна, её гораздо больше интересует социум. Она гораздо охотней выполняет неинтересную работу просто ради того, чтобы заслужить похвалу. Поэтому-то зубрилками обычно бывают именно девочки. Они могут заучивать наизусть текст, смысл которого им неясен. Мальчику же с его аналитическим складом ума бессмысленная зубрёжка обычно бывает не под силу.

Уважаемые коллеги! Девочки и мальчики разные, давайте учить и любить их по-разному.

  • keyboard_arrow_downДевочки и мальчики
    • Автор:
    • Рубрика: Психология
    • Обновлено: 18.08.2010
    • Комментариев: 0
    • Просмотров: 150
      • searchПоисковые боты
        Дата Бот
        2018-05-18 20:22:16 Yandex
        2018-05-16 21:50:51 Yandex
        2018-05-14 09:59:29 Yandex
        2018-05-13 09:07:55 Mail.RU
        2018-05-12 12:52:31 Yandex
        2018-05-09 06:52:08 Yandex
        2018-05-07 12:24:44 Yandex
        2018-05-04 07:38:40 Yandex
        2018-05-01 00:27:14 Yandex
        2018-04-28 16:42:21 Google
  • Оцените статью - я старалась
    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд 1 оценок, среднее: 5,00 из 5
    Загрузка...
  • Поделитесь с друзьями
Учебные материалы

Комментариев: 0

Добавить комментарий

arrow_upward
Яндекс.Метрика