Методические рекомендации для учителей

Коллективный способ обучения

Под коллективным способом обучения (КСО) подразумевается общественно-исторический способ обучения, при котором не групповая, а коллективная форма становится определяющей, системообразующей формой организации всей структуры учебно-воспитательного процесса в школе и других учебных заведениях.


Коллективная форма обучения – это работа учащихся в парах сменного состава, при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, т.е. обучающим коллектив, т.е. все обучают каждого и каждый обучает всех.
Приемы и методы КСО:
• взаимные диктанты в парах сменного состава;
• разучивание стихотворений;
• работа в парах сменного состава по карточкам;
• методика М.Г.Булановской;
• взаимообмен заданиями (ВОЗ);
• методика работы по вопросникам;
• методика Ривина А.Г.;
• сотрудничество учащихся "по вертикали";
• педагогика сотрудничества и "погружение".
Организация работы по новой педагогической технологии при изучении русского языка требует большой предварительной подготовки учителя.
Каждая группа методик для сменных пар требует определенных навыков и умений как у учащихся, так и учителей. Эти умения сначала вырабатываются в постоянных парах, и только после этого класс переводится на работу в парах сменного состава. При работе в парах партнеры все время говорят, в классе шумно. Работа в шуме непривычна. Потому задача учителя на первых порах: научиться слушать и слышать несколько пар, направлять работу отдельных учеников и управлять процессом в целом. У учащихся иные задачи: учиться работать в шуме, регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер его хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал; слушать товарища и слышать его; учиться сидеть так, чтобы было удобно общаться друг с другом (повернуться к соседу, сесть свободнее, передвинуть стул, положить книгу и т.д.). У учащихся вырабатываются навыки социального и делового общения, происходит усвоение изучаемого материала, формируются педагогические умения и навыки. Обучение в парах сменного состава значительно обогащает каждого участника.
Коммуникативная направленность преподавания русского языка характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации. Путь к этой цели – практическое пользование языком. Иначе говоря, практическая речевая направленность – это не только цель, но и средство.
Технология КСО по своей организации учебного процесса обеспечивает с начала до конца коммуникативность в преподавании нашего предмета:
• при знакомстве с теоретическим курсом;
• при отработке теоретических знаний;
• при организации учебного материала в разделе “Развитие речи”;
• при сдаче зачетов;
• при проведении контрольных работ;
Учебный процесс при КСО организуется с учетом таких моментов:
• каждый учащийся должен систематически излагать другому тему;
• каждому должна представляться возможность знать все, что знают остальные и передавать другому все, что он знает;
• каждый учащийся должен регулярно изучать некоторую тему самостоятельно;
• каждый учащийся должен быть подключен к организации и управлению работой учебной группы.
Сдвоенные уроки позволяют предъявлять учебный материал большими дозами. По опорным конспектам и таблицам учащиеся составляют вопросники и грамматические рассказы, сдают друг другу теорию, приводя свои примеры.
Работа в паре постоянного или сменного состава позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, ведению диалогов. В конце блока учащиеся сдают зачет, который имеет теоретическую и практическую часть.
При коллективной форме обучения изложение материала учителем теряет прежнее значение. Учащийся изучает материал, работая в постоянной паре или в парах сменного состава.
Каковы варианты методики первоначального изучения нового материала?
1. Манская технология. Суть ее в том, что учащийся, который уже знает материал, не излагает его от начала до конца своему партнеру, а предлагает изучить по учебнику. Партнер изучает новую тему под его контролем: читает текст, выполняет упражнения, решает задачи, отвечает на вопросы, пересказывает. При такой технологии не подавляется самостоятельность учащегося и при этом он получает своевременную помощь, не тратит время по-пустому. Главным источником знаний является учебник.
2. Самостоятельное изучение материала. Тему учащийся может получить у учителя или диспетчера. Он сам прорабатывает, разбирается в правилах, выполняет упражнения. А потом проверяется у нескольких впереди идущих учеников. Проверка может идти по частям или по окончании всей работы. Эту технологию называют “сначала сам, а потом проверка и помощь”.
3. Коллективно-индивидуальная технология. Совместная работа двух учащихся над новой темой. Оба берутся за изучение темы впервые, между ними складываются отношение сотрудничества.
4. Изучение нового материала с использованием опорных сигналов (конспектов). Опорные конспекты помогают учащимся осуществлять преподавательскую деятельность. Два ученика прорабатывают, ведут запись, перерисовывая то, что дано в ОК. Каждый из них по очереди читает, вместе обсуждают текст и рассматривают опорный конспект. Затем еще раз читают и просматривают свою запись – ОК. После этого каждый из них может работать с новым партнером, выступая в качестве обучающего.
Обучение может происходить по-разному.
1. Ученик может содержание своей темы изложить по ОК, а затем еще раз разобрать по учебнику.
2. Может предложить новому партнеру читать текст по учебнику и давать соответствующие объяснения по ОК.
3. Возможно попеременное объяснение записей ОК и чтение учебника.
4. Оба партнера могут работать самостоятельно, но каждый над своей темой: читают текст и опорный конспект, а после этого совместная работа сначала по первой теме, а затем по второй.
5. Обучающий совершенно самостоятельно (закрыв учебник и не пользуясь записями) дает все объяснения и попутно составляет ОК.
Если учащийся приступает к изучению новой темы, то он должен четко знать: какая задача перед ним стоит? На какие вопросы должен ответить? Что должен найти в изучаемом материале? В современных учебниках таких вопросов нет, их должен сформулировать учитель. Задача ученика: разобраться в новом материале, чтобы суметь изложить, объяснить другим. Постановка вопроса перед изучением темы дает возможность ученикам не упускать главного и полнее воспроизводить содержание.

  • keyboard_arrow_downКоллективный способ обучения
    • Автор:
    • Рубрика: Обмен опытом
    • Обновлено: 08.04.2009
    • Комментариев: 1
    • Просмотров: 312
      • searchПоисковые боты
        Дата Бот
        2018-09-20 21:46:13 Yandex
        2018-09-20 12:50:57 Yandex
        2018-09-18 01:54:30 Yandex
        2018-09-16 09:35:01 Bing
        2018-09-14 20:01:36 Yandex
        2018-09-13 17:14:58 Yandex
        2018-09-09 17:05:21 Google
        2018-09-09 09:55:12 Yandex
        2018-09-07 12:26:10 Bing
        2018-09-06 02:15:21 Yandex
  • Оцените статью - я старалась
    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд 1 оценок, среднее: 5,00 из 5
    Загрузка...
  • Поделитесь с друзьями
Учебные материалы

Комментариев: 1

Добавить комментарий

arrow_upward
Яндекс.Метрика