Методические рекомендации для учителей

Технология развивающего чтения

Понятие развивающего чтения было введено Л.Н.Засориной в педагогику начального образования 7 лет назад. Этот термин оказался удачным для области интенсивных методов обучения чтению.Развивающее чтение - родом из скорочтения и рационального чтения, которое уже более полувека шествует по планете. Идеология развивающего чтения в отдельных своих гранях последовательно разрабатывалась крупнейшими деятелями и теоретиками педагогической мысли: К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым, В.А.Сухомлинским, А.Макаренко. Развивающее чтение как интегральное понятие возникло в конце 90-х годов (20 века) на пересечении развивающего обучения и развития речи.Чтение как вид речевой деятельности является функционально старшим в том числе и по отношению к письму. Важной закономерностью психофизиологии речи является распределение темповых характеристикпо видам деятельности: чтение в 3 раза превосходит темп устной речи (говорения) и в 9 раз - письменной речи.В технологии развивающего чтения выделяются последовательно фазы зрелости читающего: Слого-аналитическая -- Словесная -- Фразовая -- Сверхфразная -- Панорамная. Они отражают последовательное усложнение читательских навыков. Можно говорить, с одной стороны, об экстенсификации чтения - постепенном расширении границ восприятия речевых единиц текста. А с другой стороны, растет интенсификация чтения, осмысление прочитанного - углубляется понимание и повышается качество переработки информации. В общей пирамиде последовательных ступеней овладения навыками чтения условно выделяют Пять Шагов и средства обучения проектируются в виде системы упражнений с речевыми единицами разной феноменологии:
1) Предчтение - формирование навыков звукобуквенного восприятия, проговаривания,"громкого чтения"; активизируются перцептивно-моторные механизмы. Тренинг по "конструктору слогов"(специальные авторские таблицы моделей слогов И.Ф.Спиридонова)
2) Словесное чтение - происходит существенная прибавка к механизмам речи-мысли - к ассоциациям слова слышимого, произносимого и видимого присоединяется "смысловое" слово; читатели научаются оперировать словами-понятиями. Тренинг по "конструктору слов" - упражнения по считыванию словесных карточек (столбиков и горок) для закрепления навыков целостного восприятия буквенного состава слов.
3) Фразовое чтение - единица восприятия увеличивается до нескольких слов (2-3 слова) и одновременно усложняется абстрагирующая работа мозга; характеризуется "сверткой" слышимого и произносимого слова (чтение молча, про себя) и одновременно сокращением видимого слова за счет напряжения поля смыслового восприятия и смысловой догадки. Включаются приемы познавательного чтения; тренировка работы с целостным текстом проводится по методике активизации ответов на вопросы к тексту. Хрестоматия учебных текстов с контрольными вопросами к ним выступает при этом в роли "конструктора вычерпывания мысли".
4) Сверхфразное чтение - умение выделять ключевые слова и воспринимать целые предложения и абзацы - считывать мысли и логически развертывать суждения; активизируется внутренняя речь читателя, перевод авторского смысла в индивидуальное понимание темы; использование сканирования, скимирования, просмотрового и выборочного чтения. Тренинговые задания даются на углубление осмысления прочитанного путем проникновения в подтекст; чтение дополняется при этом заданиями письменного выражения мысли, коллективной кристализацией главного смысла.
5) Панорамное чтение- это высшее мастерство при работе с текстом. Обычно не реализуется в начальной школе.

Подобная схематизация положена в основу Образовательной технологии развивающего обучения, тремя важнейшими составляющими которой являются:

- конструирование учебной ситуации в соответствии с последовательностью фаз
- блок способов коммуникации
- блок контроля-мониторинга результативности чтения

p

  • keyboard_arrow_downТехнология развивающего чтения
  • Оцените статью - я старалась
    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд 1 оценок, среднее: 5,00 из 5
    Загрузка...
  • Поделитесь с друзьями
Учебные материалы

Комментариев: 0

Добавить комментарий

arrow_upward
Яндекс.Метрика